В консультировании часто приходится сталкиваться с тем, что люди не умеют давать друг — другу критическую обратную связь не осуждая и не ссорясь. На вроде бы справедливые упреки или укоры, оппоненты почему-то спорят, обижаются или вступают в конфликт. Секрет прост — в таких диалогах очень часто используется местоимение ТЫ, которое в большинстве случаев и запускает механизм ссоры. В психологии существуют модели позитивной обратной связи или так называемые Я-сообщения. Их суть – “критика” передается через описание своих чувств.
Формула Я-сообщения:
Я + описание моих чувств + описание ситуации (по возможности без ТЫ, только факты) + желаемый результат.
Например:
Ты-сообщение:
Ты опять не вымыл посуду!!! Я целый день вкалываю на работе, а тебе наплевать!!! Быстро пошел мыть!!!
Я-сообщение:
Я + огорчена и возмущена + тем что в раковине лежит немытая посуда! Я + чувствую недостаток любви и заботы + когда я прихожу с работы и вижу это. Пожалуйста, помой посуду, я очень устала..
Информация в этих примерах одинакова, но передана по разному.
При составлении Я-сообщения следует избегать сравнений (а вот Вася…), оценок (плохо, хорошо…), обесценивания (полная чушь..), манипуляций (сделай это, не то я…), обобщений (все, всегда, никогда…) Интонация должна быть доброжелательной, позиция — уважительной. Если вы чувствуете что не справляетесь с потоком негативных эмоций и вот-вот взорветесь — выйдите из ситуации, уйдите в другую комнату, помолитесь, попейте воды, покричите в подушку и т . п.
Я-сообщение необходимо применять находясь в мирном и доброжелательном состоянии, после того как эмоции улягутся и есть готовность услышать друг-друга.