Дон-кихоты от волонтерства. Как увлечь людей своей идеей?

Лайв-коуч, психолог Михаил Котляревский. Дон-кихоты от волонтерства. Как увлечь людей своей идеей?

Проблема дон-кихотства в волонтерстве существует, и многие организации на этом горят. Потому что лидер, который считает, что он занимает позицию: “Я знаю, как правильно. Я все сделаю своими руками. Я тут один. У меня как бы лучше получится”. Ну правда, да, у него, наверное, лучше получится, но в очень небольшом объеме. И человек начинает работать, работать, работать сверх своих сил долгое время и происходит выгорание. Он ломается, уходит, и все — деятельность прекращается.

Я на своем опыте, не лично на своем, а на опыте людей, которые параллельно мне что-то делали в волонтерстве, и я их прекрасно видел и прекрасно знаю, как они пытались все сделать самостоятельно, не сумели делегировать полномочия, не смогли доверять, и, соответственно, сломались. И в волонтерской работе важно понять, что это, конечно, командная работа. И вот вопрос,как вовлечь других людей в свою идею — это очень непростой вопрос, многие так сказать, толстые книги написаны про вовлечение, привлечение, про управление командами.

Но, если кратко, то важно работать с ценностями другого человека. Если я хочу кого-то во что-то вовлечь, мне важно понимать, что для этого человека ценно, важно понимать, какого типа личность у этого человека. Если брать простейшую классификацию, там четыре типа личности: аналитический склад, дружелюбный склад, командир-управляющий и экспрессивный-яркий.

У каждого из этих людей, ну конечно, типы личности — они обычно смешаны, нельзя сказать, что есть чистый тип, но более-менее можно выделить какие-то черты человека, что у них разные ценностные характеристики: то есть одному важно одно, другому- другое.

Если я говорю с аналитиком — мне ему важно все конкретно, всю бухгалтерию расписать: какие там приходы, расходы, доходы, для чего это, почему это, почему это важно, какие будут результаты, как этот человек вложится в результаты, какие у него будут из-за этого результаты, все четко прописать и объяснить.

Если это, допустим,  человек какого-то дружелюбного склада такой — ему важны люди, важны отношения и важно, что происходит с людьми. Тут важно на эмоциональную сферу, говорить, что есть люди, у них такие эмоциональные проблемы,там, и трудности, можно,вот, им помочь, можно, вот как-то, вложиться в людей — быть помощником, другом,там, помочь развитию и радости, и скорее всего для этого человека этого будет достаточно.

Если это человек какого-то такого командного склада, руководитель,то ему тоже нужно предоставить перспективу, какие-то полномочия, что он может делать, как он может этим управлять, каких результатов он достигнет и как он, вообще, может себя в этом реализовать.

Если это человек яркий, творческий, ему важна радость, энергия, какой-то креатив, можно ему об этом сказать: что вот в этом деле можно вот так вот себя проявить. С этой точки зрения, там будет красиво, ярко, интересно, будут такие вот экшены, там, я не знаю, перформансы и у него такая большая роль, как-то важная ему и всем.

Ну это как бы вкратце. А так, по факту, у каждого человека какая-то своя область ценностей и важно не манипулировать, не заставлять, не принуждать, а именно делиться картой ценностей, что вот смотри, тебе это важно, тебе это ценно и вот это мы здесь можем реализовать и я выиграю, ты выиграешь, и люди выиграют, и вообще будет здорово. Ну проблема командности увлечения она, конечно, большая, на эту тему можно много многодневных тренингов проводить, но, вкратце, вот так.